Укажите какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве (добыче): 1) угля 2) нефти 3) природного газа 4) металлорежущих

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди европейских стран есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения экономико-географического положения, имеют две основные черты. Первая из них – соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Территория, границы, положение

Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики.
Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами.

Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» — так можно сказать про каждую из них.

Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в 90-е годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы).
В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.

Укажите какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве (добыче): 1) угля 2) нефти 3) природного газа 4) металлорежущих

Зарубежная Европа расположена в западной части самого большого материка Евразия и протянулась на $5$ тыс. км с севера на юг от острова Шпицберген до острова Крит. С запада на восток её территория протянулась на $3$ тыс. км. Площадь, которую занимает Западная Европа по отношению к странам СНГ, составляет чуть больше 5 млн. кв км.

Включая микрогосударства, здесь расположилось более $40$ стран, которые связаны между собой общностью исторических судеб, а также тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Являясь очагом мировой цивилизации, она ещё и родина Великих географических открытий, родина промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.

Можно назвать $2$ главные черты экономико-географического положения этой части света:

  1. Европейские страны занимают соседское положение по отношению друг к другу. Страны либо непосредственно граничат, либо их разделяют небольшие расстояния. Границы между странами проходят по природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей;
  2. Большинство европейских стран занимают приморское положение.

Нет таких мест, где бы страны были удалены от моря на расстояние больше $480$-$600$ км. С самых древних времен жизнь таких стран как Великобритания, Норвегия, Дания, Португалия, Греция, Нидерланды, Исландия, Испания, Италия, Франция, была связана с морем. На территории Зарубежной Европы сформирована густая сеть транспортных коммуникаций.

Если посмотреть на географическую карту, то можно заметить, что территория зарубежной Европы очень похожа на полуостров, берега которого сильно изрезаны. Приморские европейские страны имеют на своей территории крупные порты, через которые проходят важнейшие мировые судоходные пути. Это значит, что есть большие возможности для оживленной морской торговли. Через Европу проходят и международные воздушные линии, соединяющие её со странами Азии и Америки.

В основном Европейские страны достаточно высокоразвитые, а такие как Великобритания, Германия, Франция, Италия, входят по уровню развития в число мировых лидеров. Наличие полезных ископаемых и природные условия дают возможности для развития промышленности и сельского хозяйства. В целом экономико-географическое положение европейского субрегиона является благоприятным и способствует экономическому развитию расположенных здесь государств.

Природа и ресурсы

Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается.
В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам.

Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных — Североморский, среди железорудных — Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.
В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.
Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает.

Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей.
В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны.
Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы — Голландию».

Укажите какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве (добыче): 1) угля 2) нефти 3) природного газа 4) металлорежущих

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге — в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».
Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

Промышленность зарубежной Европы создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных – бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство.

Единственная проблема – нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы – Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги “География” (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». Природно-рекреационные ресурсы здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Промышленность европейских стран складывалась под влиянием размещения полезных ископаемых, состав которых различается. Это различие объясняется тем, что субрегион лежит в пределах тектонических структур разного возраста. Здесь есть докембрийские, каледонские, герцинские и молодые кайнозойские образования. В результате на территории зарубежной Европы образовалось несколько крупных орографических поясов, смена которых происходит с севера на юг.

К ним относятся:

  1. Плоскогорья и возвышенности Скандинавского полуострова;
  2. Среднеевропейская равнина;
  3. Среднегорья Центральной Европы;
  4. Альпийские высокогорья и среднегорья.

Рудосодержащие полезные ископаемые северной части связаны с герцинской складчатостью и Балтийским кристаллическим щитом, а с осадочным чехлом и краевыми прогибами связаны топливные полезные ископаемые. На юге зарубежной Европы преобладают рудные ресурсы, а вот топливных значительно меньше. В целом недра региона содержат многие виды минерального сырья, среди них – уголь, нефть, газ, руды черных и цветных металлов, калийные соли, сера, мрамор и др.

Значительные запасы каменного угля находятся в Германии – Рурский и Саарский бассейны, во Франции месторождения Лилльского бассейна и Центрального массива, в Великобритании – северная часть Англии и Шотландия, район Льежа в Бельгии. Кроме каменного угля в Германии есть месторождения бурого угля – Кёльнский бассейн и Саксония.

В начале $60$-х годов $ XX$ века были открыты крупнейшие месторождения нефти и газа в Голландии. Страна по их добыче занимает $ 1$-е место в Европе. Позже углеводороды были обнаружены в британском секторе шельфа Северного моря.

Французское месторождение железных руд – Лотарингия и месторождения в Люксембурге содержат большие их запасы.
Полиметаллическими рудамрасполагает Германия и Ирландия, оловом – Великобритания. Во Франции известны месторождения бокситов и урана.

Нерудное сырье представлено запасами каменной соли в Германии и Франции и значительными запасами магнезита и графита в Австрии.

Умеренный на севере и субтропический климат на юге зарубежной Европы благоприятен для развития сельского хозяйства, где мягкие зимы и продолжительный вегетационный период способствуют круглогодичной вегетации зерновых, трав, овощей. Лесные массивы на территории зарубежной Европы занимают только $20$ % её территории. В основном это искусственные посадки, за исключением Швеции и Финляндии. Водные ресурсы располагают крупным энергетическим потенциалом.

Богаты и разнообразны природные рекреационные ресурсы региона. В регионе создана рекреационно-туристическая зона. Большое количество туристов привлекает французский Лазурный берег, Альпы, Тюрингенский лес и др. К разряду «охраняемых» относится $9$ % территории зарубежной Европы. Заповедники, резервации, национальные парки занимают здесь большие территории.

В целом природные условия и ресурсы зарубежной Европы достаточно разнообразны, что является важным условием формирования различных видов хозяйственной деятельности и определенной специализации региона.

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная – к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав – растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 — 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи.

Укажите какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве (добыче): 1) угля 2) нефти 3) природного газа 4) металлорежущих

Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан.
Зарубежная Европа — один из наиболее густонаселенных регионов мира.

При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.
Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых.

Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.
Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария:
в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны — Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» – Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Хозяйственному развитию региона способствует целый ряд факторов.

Укажите какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве (добыче): 1) угля 2) нефти 3) природного газа 4) металлорежущих

Среди них можно назвать:

  1. Благоприятное экономико-географическое положение;
  2. Хорошая обеспеченность кадрами высокой квалификации;
  3. Благоприятные природно-ресурсные условия;
  4. Высокоразвитая транспортная система;
  5. Интеграционные процессы между странами.

Все государства этого региона в социально-экономическом отношении можно разделить на $2$ группы:

  1. Экономически развитые страны;
  2. Страны с переходной экономикой.

По величине ВВП на душу населения $24$ страны зарубежной Европы относятся к ведущим странам мира. Наиболее высокий уровень экономического развития отмечается у Германии, Франции, Италии, Великобритании. Эти государства входят в «большую семерку» стран мира. Для стран региона характерны значительные различия в структуре и специализации хозяйства.

Зарубежная Европа является родиной машиностроения, которое сегодня является ведущей отраслью промышленности. Высококвалифицированная рабочая сила, развитая научная база, развитая инфраструктура лежат сегодня в основе его развития. Практически все отрасли машиностроения получили здесь свое развитие.

Это, прежде всего:

  1. Производство станков и кузнечно-прессовых машин – Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.
  2. Производство энергетического оборудования, электронной техники, телеаппаратуры, радиоаппаратуры – Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.
  3. Автомобилестроение – Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.
  4. Производство судов – Германия, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Польша, Финляндия и др.
  5. Военное машиностроение – Германия, Франция, Великобритания.

Второй отраслью международной специализации региона является химическая промышленность. Это, прежде всего, производство пластмасс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок. Сырьевая база химической промышленности представлена собственными и импортными углеводородами, углями, калийными и поваренными солями. Ведущая роль в развитии химической промышленности принадлежит Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, Голландии.

Металлургическая промышленность относится к одной из старейших отраслей. Сырье и топливо для её развития есть в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Польше. Крупные металлургические комбинаты построены в морских портах, куда поступает импортное сырье и топливо – Генуя, Неаполь. Цветная металлургия получила развитие в тех странах, где есть источники сырья и дешевой электроэнергии.

Лесная промышленность относится к отраслям международной специализации. Условия для её развития есть в Швеции и Финляндии.

Электроэнергетика представлена ТЭС и АЭС. Норвегия и Исландия являются исключением, основной вид электростанций у них – это ГЭС.

Сельское хозяйство представлено в основном животноводческим профилем. Растениеводство обслуживает его потребности. Главной отраслью является скотоводство с молочным и молочно-мясным направлением. В Германии, Польше, Нидерландах, Дании, Латвии, Литве большое значение придают свиноводству, а в Великобритании и Испании – овцеводству.

Основная роль в перевозке грузов и пассажиров отводится автомобильному транспорту, развитии также трубопроводный и воздушный транспорт. Международное значение имеет морской транспорт. Крупнейшие морские порты:

  • Лондон,
  • Гамбург,
  • Антверпен,
  • Роттердам,
  • Гавр,
  • Марсель,
  • Генуя
  • и др.

Небольшая по площади зарубежная Европа играет большую роль в мировом хозяйстве, а на её современной политической и экономической картах происходят большие изменения.

Какие страны зарубежной Европы лидируют в производстве

Интересен тот факт, что Германиячрезвычайно бедна природными ресурсами, кроме как раз бурого и каменного угля. Благодаря добыче которых вместе с Польшей входит в десятку мировых лидеров угольной промышленности.

В той же Германии с 2014 года объёмы выпуска станков упали почти на 20%, однако она продолжает лидировать среди европейских соседей и находится на втором мировом месте после Китая.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.
Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия.

Общая характеристика зарубежной Европы

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения.

Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

Промышленность: главные отрасли

Ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы – машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность – металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая – в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.
Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение— ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.
Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.
В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.
Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ.
До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.

Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама.

Фактически он обслуживает всю Западную Европу.
В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.
Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ.

В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.
Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80.

Общая характеристика зарубежной Европы: 11 класс

На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.
Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС — 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии — 11 млрд. кВт ч в год.
Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР.

Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.
Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината — «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.
Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

Его мощность — более 10 млн. т стали в год.
В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.
Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия).

В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.
Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.
Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в.

Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.
Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Сельское хозяйство: три главных типа

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системе землевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса.

Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.
Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.
Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.
Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц.

Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.
Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль.

Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.
Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы – побережье Средиземного моря.

Туризм

Как вы уже знаете, зарубежная Европа — главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму — Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция.

А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.
В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе – корекреационные районы двух типов — приморские и горные.
Главный район приморского туризма — Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек.

Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова.
Главный район горного туризма — Альпы. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний — для занятия горнолыжным спортом, верхний — для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» — достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле — августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах.

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе – горный и морской.

Транспортное сообщение

Региональная транспортная система региона относится в основном к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок.

Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 — 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 — 300 млн.

т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.
В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье.

Самый крупный из них — Роттердам.
Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 — 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие – с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи – с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые – с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории
природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Общая характеристика зарубежной Европы: население зарубежной Европы

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.
В 80-х гг. в Польше были выделены 27 ареалов повышенной экологической опасности, в которых живет 35% населения страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
japanguru.ru